Путешествие к Каспийскому морю.Часть 2

Опубликовано tornado - 10:39, пн, 06.03.2006

Ветер странствий.

Выехали 18 августа 2005 года в 7 00 и довольно быстро выбрались из Москвы. Мой Чирок шел мощно и уверенно. Дорога была ровной и, казалось, сама с удовольствием ложилась под колеса. Я - водитель, сын Саша - штурман. Экипаж, как мне казалось, был отличный. Настроение, под стать погоде, было прекрасным. По началу я держал скорость около 100км/час, но, постепенно поднял ее до 110…120 км/час. Незаметно мы миновали Каширу. Сначала казалось, что едущие вокруг машины не имели с нами ничего общего, но с первым объездом выяснилось, что многие из них идут с нами одним маршрутом минимум до Тамбова и тоже впервые. По неопытности, мы с Сашей не внимательно отнеслись к схеме объезда в районе Серебряных прудов и, как следствие, заплутали. И не мы одни. Пока мы стояли у совершенно глухой развилки и, крутя карту, как пропеллер, решали, как проехать к Каспийскому морю, около нас остановилось еще несколько машин с аналогичной проблемой. Когда нас спросили, как проехать на Тамбов, мы с видом  старых и опытных географов ответили…, что не знаем. Выручил всех нас кавказец -  водитель КАМАЗа, который показал пальцем, куда ехать.  Благодаря ему все мы - начинающие путешественники, выбрались опять на нашу такую любимую М6. Осталось непонятным одно: почему кавказец знает Подмосковье, а мы - москвичи - нет. Коротенькая справочка: не ищите трассу М6 около Москвы. Она начинается только после Каширы, уходя на развилке левее, а до Каширы от Москвы идет трасса М4 - Каширское шоссе.

Надо отдать должное чуду современной цивилизации - сотовому телефону. Это такая прелесть, что у меня просто не хватает словарного запаса… Подумать только, такая маленькая фитюлька, а может связать Вас и с Москвой, и с Солониками, и даже каким-нибудь Козявкинском, которого и на карте то не сыщешь. Каких то пятнадцать лет назад мы и представить себе не могли, что связь будет так мобильна и доступна. Многие, наверное, помнят, как, приехав на курорт, все сразу бежали на переговорный пункт и заказывали разговор, чтобы сообщить родным, что доехали нормально и теперь греются на солнышке. Я не буду говорить уже о письмах, а то долго придется объяснять, особенно молодежи, что это такое. Я никогда не любил писать письма, особенно сейчас, но получать их любил. А сейчас и получать не люблю. Потому, что пишут мне исключительно ДЕЗ, налоговая инспекция, телефонный узел. Это так скучно. Правда, есть еще электронная почта, но это отдельный разговор.

Итак, мобильник. Моя супруга, находясь в Греции, раза три в день требовала отчета о прохождении нами маршрута. Теща, находясь в Москве, тоже втыкалась в разговор раза два в день. В общем, находясь в движении, мы были в курсе погоды в Солониках и последних известий по ОРТ в Москве. Фантастика!

После Каширы пошло, как-то не так быстро. В докаширской эйфории мне казалось, что до Тамбова тоже рукой подать, но он на редкость долго не показывался. И, когда мы, наконец, въехали в него, я уже потерял всякую надежду. Самое интересное то, что мы должны были миновать Тамбов правее, но опять плутанули и заехали, чуть ли не в самый центр. Пока выбирались обратно, намотали еще километров тридцать. Но нас не пугали трудности и мы мчались дальше, не смотря на то, что время клонилось к вечеру. Саша, совершив по неопытности несколько ошибок, все больше «въезжал» в штурманское дело. Скоро я понял, что этому парню можно доверять и стал беспрекословно выполнять его команды: направо, налево. Правда, с «право, лево» у него, как, впрочем и у меня, иногда случались проблемы - он путал эти понятия. Заметив это, я просил его дублировать голосовые команды еще и пальцем, как в том анекдоте. Так было абсолютно надежно.

Наш Чирок тем временем откидывал километры, казалось горстями, хоть дорога и стала уже не та, что около Москвы. Здесь она стала подсовывать нам различные сюрпризы. Мало того, что с частотой примерно раз в два километра стали появляться поперечные асфальтовые валики, очень напоминающие лежачих полицейских,  так появился еще и какой то странный звук в подвеске. Сначала я подумал, что что-то оторвалось и, раскачиваясь, стучит по корпусу. Пришлось остановиться. С разных сторон полезли под машину. Через десять минут, ничего не найдя, поехали дальше, но этот поганый звук продолжался, усиливая чувство тревоги. И заставил-таки  нас еще раз остановиться, тем более, что попалась по пути эстакада для дальнобойщиков. Она была в довольно потрепанном виде и, заезжая на нее, я думал, что обязательно свалюсь, но, к счастью, все обошлось. Опять полезли под машину, рискуя вымазаться, как черти в моторном масле, которым было щедро полито все вокруг. Опять лазили минут пятнадцать, ощупывая все днище, несколько раз обожглись о глушитель, но, наконец, нашли какую-то непонятную трубку. Она, по нашему мнению, вела себя непозволительно вольно, и мы примотали ее изолентой к другой, более покладистой трубке, приняв меры к тому, чтобы ни та, ни другая не перетерлись во время движения. Довольно потирая руки, я удовлетворенно сказал Саше: « Ну, все, теперь порядок».

Тронулись, но звук, затаившись в начале, появился, когда мы уже начали робко  улыбаться. Настроение рухнуло. В моей голове лихорадочно пролетали одна за другой версии: что бы это могло быть и чем могло быть чревато. Неожиданно Саша обратил мое внимание на дорогу: «Пап, смотри, вся дорога пересечена поперечными трещинами, которые заделаны гудроном. Может этот звук от них?». Поначалу я отнесся к его словам скептически, но внезапно эта дорога кончилась и началась другая, недавно  положенная. Звук, как отрезало. Не смотря на то, что Чирок по-прежнему подпрыгивал и раскачивался, никаких звуков снизу не доносилось. И правда, это дорога. Вот черт, как она меня напугала. Тревога отпустила, и мы оба сразу почувствовали, что проголодались и, что не худо бы и перекусить. Благо, справа возник живописный  сосновый борок.

Свернув в него, мы обнаружили, что его облюбовали еще пара машин с прицепами, багажниками и московскими номерами. Вокруг толпилось много народу. Надо отметить, что живописный снаружи, борок оказался внутри очень не привлекательным, даже, местами, отвратительным. Дело в том, что весь он был завален бытовым мусором. Чувствовалось, что здесь не один год останавливаются на короткий привал автотуристы, наши с Вами земляки, да что вилять - мы с Вами - москвичи. Мне стало стыдно, да и аппетит сразу пропал. Наспех перекусив, мы пулей вылетели на дорогу и помчались дальше.

Дорога, стремительно унося нас все дальше и дальше, сама стремительно изменялась. Лесов и перелесков сильно поубавилось. Теперь по сторонам преобладали степи. Размеры их поражали. Не мудрено, что ветер был здесь полноправным хозяином. Сидя в нашем Чирке мы постоянно ощущали довольно жесткие его оплеухи. Кстати, может быть кто то не знает, но ветер не так безобиден, как может показаться. Дело в том, что на большой скорости, сцепление шин автомобиля с дорогой сильно ослабевает. И удары ветра, особенно боковые, иногда способны сбросить Вас в кювет или, что особенно опасно - на встречную полосу движения. Будьте внимательны, когда дорога выносит Вас из леса на открытое пространство.

Меня все время не покидало какое то странное чувство. Я никак не мог понять какое, пока Саша не сказал, что до Волгограда двести километров. Теперь я понял, что, находясь во власти старых представлений о возможностях автомобиля, я не заметил, как мы проскочили восемьсот километров. Так это что получается, что мы будем сегодня в Волгограде? Утром в Москве, вечером в Волгограде. Фантастика! Может быть, кому то это покажется смешным, но я, действительно был ошеломлен.

В Волгоград мы въезжали по темноте. Казалось, что уже часов десять вечера, но, взглянув на часы, я с удивлением отметил, что всего-навсего восемь. Почему так темно? Этот вопрос не давал мне покоя, но позже мне объяснили, что не так давно время в Волгоградской области отличалось на час от московского. В силу каких то причин, чисто административно, местные власти перешли на московское время, но природу не обманешь. Темнеть стало раньше.  

Я никогда не думал, что прекрасно ориентируясь в таком мегаполисе, как Москва, я окажусь абсолютно беспомощным в другом большом городе. Но случилось именно так. Схемы города у меня не было и мой «пентиум» завис. Мы беспомощно катились к центру города до тех пор, пока я не «перезагрузился» и не решил остановиться. Хочу в очередной раз обратить Ваше внимание на точность и лаконичность наших русских пословиц. И что интересно, за столько веков их существования к ним абсолютно нечего добавить. Причем, они продолжают помогать нам жить. ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ. Я всегда пользуюсь этой древнерусской подсказкой и, надо признать, она почти никогда меня не подводила. Исключением явилась, разве что, Астрахань, но об этом ниже.

Вот и теперь я решил задействовать свой язык. Не прошло и пяти минут, как нам указали точное направление на гостиницу Волгоград. Еще через пять минут мы были около нее. Но, выйдя из машины и, подходя к ее парадному входу, меня начали терзать сомнения: примут ли нас здесь, и, если примут, то хватит ли у нас денег, чтобы оплатить это гостеприимство. И мои сомнения быстро развеял администратор, к которому мы подошли. Молодой парень окинул наметанным глазом мою восточную безрукавку, камуфляжные брюки Саши и сразу, надо отдать ему должное, очень вежливо, заявил, что номеров, тем более, двухместных, нет. Как ни странно, мне, да и Саше этот ответ пришелся по сердцу. Здесь мы чувствовали себя не в своей тарелке и хотелось поскорее убраться от сюда. Попросив, на последок, адрес другой гостиницы, и получив его, мы с чистой душой покинули гостиницу Волгоград. Но и в следующей гостинице, а это была Царицынская, нас ждало разочарование, двухместных номеров тоже не было и нас направили дальше, в Актер. Чтобы найти гостиницу Актер, нам опять пришлось прибегнуть к помощи языка. Таксисты, которых мы спросили, очень развернуто, спасибо им, обрисовали нам сложную дорожную обстановку. Оказалось, что искомая гостиница находится через дорогу, за унылой, может быть из-за темноты, металлической изгородью, где то в неприветливом сквере, в который, к тому же еще и не наблюдалось въезда. На наш вопрос: как въехать, таксисты бодро ответили: «А никак. Оставляйте машину здесь, можно около вон тех ментов, они всю ночь здесь, и спускайтесь туда пешком». Мы посмотрели на сквер с изгородью, на ментов, на таксистов и после небольшой паузы снова спросили: «А есть ли еще какая-нибудь гостиница в этом городе?». После недолгого чесания подбородков, таксисты указали нам дорогу к некоей гостинице с приятным названием Южная. Приехав туда, мы с удивлением обнаружили, что и двухместные номера есть, и охраняемая стоянка и по деньгам  все прекрасно, да еще в придачу утром завтрак со шведским столом. Покончив с формальностями, мы бросились в номер, мечтая только об одном - отоспаться. Только растянувшись на кроватях, мы поняли, чего здесь не хватало для полного счастья. Даже не для полного, и даже не для счастья, а просто не хватало. Это свежего воздуха. В номере, да и на улице стояла жуткая духота. Я, пожалуй, в жизни не испытывал такого удушья. Ночью, был момент, в полусне я даже почувствовал, что сердце, будто остановилось. Я вскочил, как ошпаренный и бросился в душ. Проторчав там около получаса, я опять попробовал заснуть, но полноценного отдыха так и не получилось. Утро пришло, как избавленье. Разбитые, приняв, учитывая ночь, по четвертому разу душ, мы, кое-как пришли в норму и пошли, наконец, завтракать.

Потом была культурная программа. Покидая гостиницу, я спросил у администратора - очень симпатичной девушки, кажется, ее звали Наташа: где можно купить схему города? Она ответила, что прямо в гостинице, не отходя от стойки, и стоит это пятьдесят рублей. Произнося эти слова, она с очаровательной улыбкой протянула мне туристическую карту Волгограда. Оценивая толковость карты, я краем уха слышал, как она рассказывала о магазинах, торговых центрах, рынках и все ждал, когда в этом перечне появятся названия: Мамаев курган, дом Павлова, панорама Сталинградской битвы, но, не дождавшись, поднял на нее глаза, и сам спросил о них. Наташа даже, как мне показалось, опешила от того, что нас интересует только героическая история ее города. Было видно, что ей приятно, что приезжим интересен ее город именно с этой точки зрения. Запнувшись, лишь, на долю секунды, она, молниеносно сделала «боевой разворот» и принялась объяснять, как проехать к Мамаеву кургану, что там посмотреть, где панорама, где дом  Павлова. Выслушав ее, и сверившись с картой, найдя ее (карту) очень толковой, я протянул Наташе пятьдесят рублей. Но она и слышать не захотела ни о каких деньгах. «Возьмите так. Наш город такой красивый. Посмотрите на него и приезжайте еще». Теперь уже приятно стало мне и не потому, что я на халяву получил схему города, а потому, что почувствовал, как эта девушка гордится историей своего города, своей страны. До этого момента мне казалось, что это утеряно за годы перестройки, особенно у молодежи. Мы с Сашей вышли из гостиницы в хорошем настроении.

Мамаев курган. Перед величием памяти, хранимой им, невольно затихаешь. Я всю жизнь хотел побывать в Сталинграде.  Простите мне использование старого названия города. Мне приятно называть его так потому, что под этим именем он сражался и покрыл себя неувядаемой славой. Это имя было отчеканено на наградах, которые получали солдаты и офицеры. Под этим именем его знают во всем мире. Поднимаясь по мемориальной лестнице, не слышишь шума людских голосов. Все вокруг, не смотря на то, что прошло столько лет, скорбит о великих жертвах, принесенных на алтарь Сталинградской победы. Мы с Сашей положили цветы к памятнику скорбящей матери. К своему большому удивлению, я заметил, как много людей идет рядом с нами. Люди помнят, люди преклоняются. Я был воспитан на глубочайшем уважении к подвигу наших людей во второй мировой войне, и поэтому мне было приятно видеть это.

Побывали мы и в пантеоне со списками всех погибших  в этой страшной битве. Я много раз видел его на фотографиях, по телевизору, но не представлял, на сколько он величественен. Рука, держащая факел, тихая траурная музыка, солнце, попадающее в пантеон через отверстие сверху и проходящее по кругу, освещая гранитные плиты с тысячами фамилий, почетный караул… Все это заставляет задуматься.

Конечно, венцом всей экспозиции является гигантская статуя Родина-мать. Уже издали начинаешь восхищаться этим творением инженерно-строительной мысли. Говорят за сорок лет, что она стоит, ветра и дожди сильно ее потрепали и, что она уже не подлежит ремонту, а, следовательно, ее скоро разберут и заменят чем-нибудь другим. Не знаю, правда ли это, но, все же я рад, что успел посмотреть на нее своими глазами.

Уходя с Мамаева кургана, я купил у старичка кусок пулеметной ленты в десять патронов, выкопанной из земли. На память.

Затем были панорама Сталинградской битвы и дом Павлова, благо, находятся они почти на одном месте. Их разделяет только дорога. Дома Павлова в прямом смысле, оказывается, не существует. На его месте построен другой, новый дом, а от него был оставлен только небольшой кусок стены, высотой, примерно в три этажа, стилизованный под памятник. Два слова вообще о доме Павлова, что это такое и  чем он знаменит. Во время Сталинградской битвы, в момент наивысшего ее накала, когда дома по нескольку раз переходили из рук в руки, в одном из домов держала оборону группа наших бойцов. Фашистам так и не удалось захватить этот дом. К тому моменту, когда подошло подкрепление, почти все наши бойцы погибли. Корреспондент фронтовой газеты, приехавший сюда специально для того, чтобы написать о героях стойкого дома- крепости, застал в нем всего несколько человек во главе с сержантом Павловым. Так как с минуты на минуту ожидались еще атаки врага, корреспондент, беря интервью у оставшихся в живых бойцов, спросил: «Ну, как? Отстоим этот берег, не отдадим врагу?». На что сержант Павлов ответил: «На том берегу для нас места нет».  Эти слова так понравились корреспонденту, что, написав статью в газету, он назвал этот дом фамилией героического сержанта. Так этот дом и вошел в историю, как дом Павлова.

Панорама Сталинградской битвы тоже очень грандиозное сооружение. Она по величине самая крупная в России и пятая в Европе. Она, состоит, как бы из двух частей. Нижняя -  это музей Сталинградской битвы, а верхняя - сама панорама. Музей имеет много залов, в которых собрано великое множество экспонатов, среди которых образцы вооружения тех лет, как наше, так и немецкое, много документов, фотографий, личных вещей солдат и офицеров. Из музея вверх поднимается спиральная лестница в 85 ступенек до площадки обозрения, которая имитирует верхушку Мамаева кургана, на которой немцами был создан мощнейший опорный пункт. С этой то точки и открывается  панорама всего Сталинградского сражения. Не буду описывать само полотно панорамы, но прошу поверить мне на слово - это грандиозно. Очень рекомендую всем, кто будет в Волгограде сходить туда.

На этом осмотр достопримечательностей мы закончили. Наш Чирок застоялся и хмуро поглядывал на нас со стоянки, давя на совесть. Мы не стали испытывать его терпение и, заняв свои места, отправились дальше. Впереди была дорога, которая манила новыми открытиями. Кстати, об открытиях. Саша тоже сделал серьезное открытие. Когда мы выехали за Волгоград, сын, вдруг, сказал мне: «Пап, оказывается, везде люди живут. Я думал, что они живут только в городах, а города связаны между собой дорогами». Я был очень рад, что он делал такие открытия во время нашего путешествия. В конце концов, я за этим и потащил его с собой, чтобы он увидел нашу страну своими глазами и сделал свои выводы.

Пока я предавался благочестивым рассуждениям, дорога вывела нас к Волжской ГЭС, которая служила мостом, соединяющим берега Волги. Это тоже грандиозное зрелище. Я всегда восхищался гидроэлектростанциями, особенно их плотинами. Их гигантские размеры всегда приводили меня в благоговейный трепет. Правда теперь все чаще и чаще говорят об их негативном влиянии на экологию рек. Но, как говорится, ГЭС плохо, АЭС плохо, ТЭС плохо. Как же нам получать электричество? Все помнят, как в Капотне отключились несколько подстанций. Посидели с лучинами. Хорошо нам было?

Вообще Волга широка и чувствуется в ней такая силища, укротить которую не так то просто. И не вольно преклоняешься перед людьми, которым это удалось.

Переехав через Волгу, мы решили спуститься к воде, сфотографироваться напротив ГЭС и искупаться. Долго не было съезда, наконец, появилось небольшое ответвление, уходящее направо и резко ныряющее вниз. Выбравшись из длинной и медленной вереницы самого разного автотранспорта, переезжающего Волгу, мы покатились вниз по узкой и, довольно приятной дорожке. Метров примерно через двести, показался шлагбаум, правда, открытый, но с будкой охраны и надписью « Проезд закрыт». Но мы заметили, что, не смотря на все строгости, под шлагбаум в обоих направлениях шныряли частные машины. Конечно, наши номера сильно отличались от номеров этих машин, но мы решили тоже проехать, сделав, что называется « морду ящиком». Я бы хотел напомнить Вам еще одну очень меткую пословицу : НЕ ИМЕЙ СТО ДРУЗЕЙ, А ИМЕЙ НАХАЛЬНУЮ МОРДУ. Конечно, она не так популярна, как древние и спорна, но часто срабатывает. Охрана не обратила на нас никакого внимания, и мы спокойно проехали. Чуть дальше мы проехали, уже, как, само собой разумеется, еще один такой пост и, наконец, подъехали к маяку, который стоял на мысе, разрезая Волгу вдоль на два русла, одно из которых выходило к ГЭС, а второе было каналом для судов. Когда посмотришь, что созидают наши люди, начинаешь прощать им, например то, что маяк весь разрисован из баллончиков, а вокруг него набито столько бутылок, что я боялся порезать  свои R15. Когда я стоял на самом краю этого мыса, было ощущение, что я стою на носу корабля. Ветер трепал меня почем ни попадя, как старый друг, с которым мы давно не виделись. Возле маяка был не плохой пляж. Мы искупались и отдохнули. Часа через полтора снова тронулись.

Время клонилось к вечеру, надо было подумать о ночлеге. Так как дальше в нашем путешествии предусматривалась трехдневная стоянка на Ахтубе, необходимо было найти ее саму и место для лагеря. До Ахтубинска мы добрались быстро - дорога прямая и никаких проблем, Ахтубу тоже нашли, но вот с лагерем дело обстояло сложнее. На карте была обозначена грунтовая дорога к реке. Саша, уже войдя в роль штурмана, решительно указал на одну, выходящую из города и уходящую действительно в сторону реки. Мы резво рванули по ней, нисколько не смущаясь тем, что она довольно колдобистая. Наша эйфория продолжалась не долго. Не отъехав от города и трехсот метров, мы уперлись капотом нашего Чирка в самую настоящую помойку, проехать или объехать которую не было никакой возможности по причине того, что дорога здесь и кончалась. Кое-как развернувшись, мы вернулись в исходную точку, то есть на кольцевую дорогу города Ахтубинск. Частью раздолбанная, частью грунтовая с немыслимыми поворотами, она сама уже являлась серьезным испытанием, но нам нужна была грунтовка на Ахтубу. Скоро мы нашли такую. Она явно вела не на помойку. Поехав по ней, мы скоро были на берегу искомой реки. Теперь нам предстояло найти место для лагеря, желательно живописное и с людьми (чтобы не одним). Мы поехали вдоль берега, но подходящего места все не было и не было. Берег был, как назло, пустой и не удобный. Проехав по нему километров восемь, мы, наконец, увидели оазис - большую группу высоких деревьев. Когда мы заехали в него, то наткнулись на пустую туристическую стоянку. Было видно, что люди ездят сюда не один год. Здесь были даже оборудованные на деревьях места для умывания и бритья. Хоть местечко было и глухое, без людей, но здесь был такой живописный поворот реки, что мы решили остановиться тут на ночлег, а дальше будет видно.

Приняв решение о привале, мы сразу кинулись налаживать снасти, чтобы успеть порыбачить. Рыбалка обещала быть классной: поворот реки гасил течение, а заросшие берега выглядели так, что не возникало сомнений, что рыба водится только здесь. Саша с нетерпением ждал, когда я начну давать указания, чтобы подготовить снасти. Я был наслышан о рыбалке на Ахтубе и, чтобы не возиться с плотвой и подлещиками, решил начать со спиннинга. Достав свой новый спиннинг, я установил катушку, привязал поводок и, наконец, повесил блесну, самую уловистую по поему мнению - ложку. Саша дублировал мои действия на втором спиннинге - моем старом, но очень не плохом. И вот настал момент, когда мы подошли к воде с готовыми к работе снастями. Рыбалка началась.

Не смотря на мои глубокие познания в этом деле, дела шли не очень удачно. Через два заброса моя уловистая ложка решила меня покинуть. Эта дрянь решила остаться в Ахтубе, зацепившись за что то на дне. Но я не унывал и, заменив ее, продолжал. Еще через несколько забросов вторая блесна тоже покинула меня, что самое обидное - таким же подлым способом. Это уже смахивало на сговор. Но я не из тех, кто унывает из-за таких мелочей. Стиснув зубы, я снова наладил снасть. И, надо сказать, тьфу-тьфу-тьфу, вроде бы все пошло. Хоть с тридцати забросов я ничего и не поймал, но зацепов уже не было, если не считать одного - за ветки росшего рядом дерева. Сдернуть строптивую блесну с тонких веток было сущим пустяком, правда мне пришлось испытать некоторое волнение, когда та со свистом прошла сантиметрах в десяти от моей головы. Не смотря ни на что, рыбалка продолжалась. Бросков через двадцать опять последовал зацеп, который оказался последним в этой рыбалке. Пытаясь отцепить блесну, я резко дернул удилищем в противоположную от зацепа сторону. Неожиданно послышался не громкий хруст, и последнее колено моего спиннинга… обломилось. Я онемел. За всю свою жизнь я не видел, чтобы спиннинги ломались. В мою душу змеей вползло сомнение на счет моей доктрины о цене и качестве. И потом, создалась угроза того, что Саша так и не поймет, что такое настоящая рыба. «Саша, Саша, а, в самом деле, где Саша?», - очнулся я, вспоминая, что сын тоже рыбачит где то рядом.

Погоревав несколько мгновений, в конце концов, его цена была не такой, за которую можно было убиваться всю жизнь, я отправился искать сына, в мыслях подбирая серьезные оправдания моих неудач. Пройдя несколько метров по направлению к лагерю, я увидел Сашу, который тоже шел мне навстречу. На лице его была виноватая гримаса. Я насторожился. В руках он держал мой старый спиннинг, странно изогнутый по середине. Приглядевшись, я увидел, что тот тоже сломан. Под виноватое бормотание сына, я понял две вещи: одна - это то, что мой авторитет, как старого рыбака, спасен (теперь я буду выглядеть не так глупо), а вторая - это то, что сегодня был не наш день.

Но, как ни странно, ни я, ни сын не охладели к рыбалке и, так как спиннингов у нас уже не было, решили продолжить с удочками. Здесь тоже все пошло через… Сначала выяснилось, что нужна наживка. Лучше всего червяк. Я взял лопату и с бывалым видом пошел в лесок, пообещав, что через десять минут черви будут, но взрыв никак не меньше полгектара, червей так и не обнаружил, Очевидно, они тут никогда и не водились - вокруг был один песок. Мой авторитет рушился как домик из этого самого песка, но я цеплялся за любую возможность, чтобы этого не произошло. Выйдя из леса, я сказал сыну, что плотву надо ловить на хлеб и, это даже лучше, чем на червя. Саша сразу согласился и полез в машину, где должен был оставаться белый хлеб из того, что мы брали в дорогу. Немного погодя выяснилось, что хлеба тоже нет (мы его доели), а есть только макароны и баранки. После недолгих колебаний, было принято решение ловить на баранки.

Чего проще, расколоть бараночку, да в рот ее, а вот нацепить ее на крючок не такое простое занятие. Мы пробовали и жевать их, и в воде размачивать, и просто мелкие кусочки на крючок насаживать. Но скажу честно - затраты не окупались. Если и удавалось нам насадить какое то жалкое подобие хлебного катышка на крючок и забросить, то плотва, да-а-а она хорошо клевала, филигранно снимала его и благополучно смывалась. За час такой ловли мы, все-таки вытащили по одной плотвичке, видимо, самых глупых.

За этим неблагодарным занятием я забыл, что рыбалка рыбалкой, но ужинать тоже надо. Спешно смотав удочки, я взялся за ужин. Еще раз хочется благодарно вспомнить газовую плитку. Не прошло и часа, как макароны с тушенкой и чай были готовы. Ужинали уже в темноте. Ночь наступила как-то резко, а вместе с ней и полная, будто ватная гнетущая тишина. Я не привык в городе к такой тишине и почувствовал, что в сердце медленно, как змея вползает тревога. Не знаю, как объяснить это чувство. Я понимал, что опасных диких зверей здесь нет и опасался только не добрых людей. После ужина мы устроились на ночлег: раскатали коврики, залезли в мешки, но сон не шел. Палатка не воспринималась нами, как более-менее серьезное укрытие, если не считать непогоды. Покрутившись с боку на бок с полчаса, я все же достал свой ИЖ (двустволку вертикалку двенадцатого калибра) и положил ее посередине палатки. Заряжать не стал, а только положил рядом несколько патронов. Не могу поручиться, что сделал все правильно, но так стало спокойней. Ворочаясь, то дремля, то просыпаясь, я мечтал только об одном - скорее бы эта ночь закончилась. Вокруг то что то хрустело, то пронзительно кричало, то било по воде словно лопатой (может это были леший и водяной). Часа в два ночи мимо нас протарахтел мотоцикл. Чуть погодя, на другом берегу, пьяная компания стала ломать деревья, видимо для костра, сопровождая этот процесс трехэтажной матерщиной. Успокаивало только то, что через реку они никак не переберутся, даже при помощи этой самой матери.

Не смотря на все это, я, все же забылся, то ли сном, то ли дремой и, когда открыл глаза, то увидел, что на улице рассвело. О, как же я обрадовался. И хотя было всего пол шестого, я не стал больше валяться и выбрался из палатки. Все было на месте. Лагерь наш, осветившись лучами солнца, уже не казался мне таким страшным, как ночью.

Побродив по берегу, покидав, все так же безрезультатно, удочку, я скоротал время до восьми часов и разбудил сына, который после того, как я выполз из палатки, заснул сном праведника. Быстро приготовив и проглотив завтрак, мы собрали свои пожитки и отправились дальше по нашему маршруту.

Теперь в нашем путешествии наступал период отдыха - целых три дня. Они были выделены специально для того, чтобы позагорать, половить рыбку. Для этого нам надо было найти стоянку покомфортней. Из рассказов людей, ездивших на Ахтубу, я знал, что сюда ездит много автотуристов из Москвы и Подмосковья и есть места, где они стоят целыми лагерями. Перед отъездом я залез в Интернет и посмотрел, что спрашивают люди, которые только собираются сюда ехать и что им советуют люди, которые уже ездили сюда. Времени у меня было не много, и я не изучил этот вопрос досконально. Но одно прочно засело у меня в голове - это название населенного пункта: Новониколаевка. Мы быстро нашли ее на карте и решили искать земляков именно там. И еще. На карте, буквально километрах в семидесяти от Ахтубинска было обозначено довольно приличное озеро под названием Баскунчак. Едва я прочитал это название, как в моей памяти возникла картинка из далекого прошлого. В четвертом классе, на уроке природоведения, учительница говорила нам: «Озера Эльтон и Баскунчак. На них добывают соль». Так мне и врезались в голову эти два названия. Теперь судьба подбрасывала мне шанс посмотреть на одно из них своими глазами. И я не собирался этот шанс упускать. Сын с радостью поддержал мое предложение. Так мы и сделали.

Проезжая через Ахтубинск, совершенно случайно мы остановились около магазина рыболовных снастей. Как Вы правильно и понимаете, не зайти туда мы не могли. К нашему великому удивлению, цены на спиннинги там были на уровне рынка на моей даче. Мы купили два спиннинга, кучу блесен, леску и даже резиновых червей, так как настоящими там не торговали. Перед уходом очень симпатичные продавщицы посоветовали нам поискать наживку на рынке. Так как было воскресенье, рынок клубился народом и, оставив сына в машине, я с предвкушением интересного зрелища влился вместе с толпой в его чрево. Но очень скоро я разочаровался. Так как на носу был учебный год, пол рынка занимали ряды, торгующие школьными учебниками. Я сразу вспомнил, что, когда я учился в школе, мы при переходе в следующий класс просто сдавали старые учебники в школу и получали новые. Но здесь ученики (да-да ученики) бойко впаривали свои учебники нуждающимся. Ну что тут скажешь, рыночная экономика. Вторая половина рынка была завалена китайским ширпотребом: от одежды до электроники. И тут я с огорчением вспомнил прошлые времена, когда в небольших городках, особенно на рынках, можно было купить что-нибудь эдакое, чего нигде больше не купишь. И из поездок всегда можно было привезти кучу сувениров, которые потом долго напоминали об этих местах. Мне быстро расхотелось покупать что-либо. Я с трудом пробившись через плотные торговые ряды, добрался до своей машины и завел двигатель. Начиналась еще одна интересная страница нашего путешествия - Баскунчак.

Дорога была не далекой, и очень скоро мы въехали в поселок Нижний Баскунчак. Это был чистенький поселок с линейно квадратной структурой улиц. Мне казалось, что, двигаясь в направлении озера, мы не минуемо выедем на его берег, но я ошибся. Оказалось, что подъезд к озеру отрезан железной дорогой, да и сама вода находится ой как не близко от первоначальной береговой линии. Я поясню, что имею в виду. Технология добычи соли предполагает промывку грунта. Со временем промываемый грунт беднеет солью и приходится брать новый дальше от берега, а старый, по меркам соледобытчиков обедненный, высыхая, образует на своей поверхности плотную соляную корку, похожую на лед или оргстекло. Так как соль на Баскунчаке добывают, наверное, не одно столетие, то можете себе представить, куда отодвинулась первоначальная линия берега.

Подъехав в упор к железной дороге, мы решили пешком добраться до воды. Неподалеку от места нашей остановки оказалась будка стрелочника. Стрелочником оказалась пожилая калмычка, которая охотно нам объяснила: что к чему и куда идти. Оказалось, что соледобывающие комбайны находятся аж где-то около горизонта. А чистая вода находится около них. В воде можно искупаться, но надо иметь с собой пресную воду, чтобы потом смыть с себя закристаллизовавшуюся соль. К комбайнам вели две дороги: одна автомобильная, другая железная. По железнодорожной ветке, проложенной специально для того, чтобы грузить соль из комбайнов в вагоны, довольно часто ходили целые составы, вагонов по двадцать, да и идти по шпалам не хотелось. Поэтому мы решили воспользоваться автомобильной дорогой, которая в отличии от прямой железнодорожной, сильно петляла. С чем это было связано, я не знаю, но предполагаю, что она объезжала полыньи или что-то в этом роде. Это предположение укреплялось еще и тем, что, когда мы с Сашей, идя к комбайнам, хотели срезать один виток, то чуть не провалились. Грунт на поверхности оказался кашевидным. Впрочем, так было не везде. Кое-где поверхность была плотная сухая и ровная.

Пройдя километра четыре и увидев, что комбайны вовсе не приближаются к нам, а остаются на месте, мы призадумались: стоит ли идти дальше. После не долгих колебаний решили сфотографироваться и продолжить путь. Но вдруг наша мыльница перестала перематывать пленку. Греша на батарейки, я собрался было их заменить, но и тут оказалось все не слава богу - мы забыли их в машине. Быть на Баскунчаке и не запечатлеть все это на пленку… Надо было возвращаться. Возвращение, почему-то, оказалось более изнуряющим, чем мы думали. Еле-еле дотащившись до машины, мы повалились на сиденья и поняли, что пусть комбайны работают, а мы не будем им мешать, то есть - больше никуда не пойдем. В этот момент к нам подкатил Фольксваген пассат с белорусскими номерами. Из него гурьбой высыпало веселое семейство, несомненно, туристы. Увидев нашу машину, оно набросилось на нас с вопросами. Не смотря на то, что сами недавно расспрашивали стрелочницу, мы с толком, чувством, расстановкой рассказали, что знали и, когда семейство дружно ринулось в сторону комбайнов, мы проводили их сочувственными взглядами - помоги вам бог.

В этот день мы так утомились, что не то, что идти, а и думать то могли с трудом. Тем не менее, мы нашли в себе силы перекусить и отправиться, наконец, на трехдневную стоянку в Новониколаевку. Очень скоро мы добрались и до нее. Дорога, не мудрствуя лукаво, привела нас к центру села. Здесь стояли два магазина, почтовое отделение и, чувствовалось, находился центр культуры, так как постоянно приходил и уходил народ. Среди стоящих на площади нескольких машин, я выделил пятнадцатую модель Жигулей с московскими номерами, решив спросить у ее хозяев о стоянке.

В машине находились молодой мужчина и паренек лет семнадцати. Когда я постучал пальцем в стекло водительской двери, оба они насторожились, но стекло открыли. Еще не открыв рта, я почувствовал не то враждебность, не то настороженность. Я в своей жизни много общался с людьми и знаю, что первая реакция друг на друга у незнакомых людей отрицательная.  Общение незнакомых людей начинается с вакуума, который по мере продолжения либо заполняется, либо разрежается еще больше и общение быстро прекращается. Я также знал, что для того, чтобы незнакомый человек, если это, конечно, не следователь прокуратуры, выслушал Вас, нужно проявить настойчивость и терпение, игнорируя его попытки быстрее закончить общение. Из задней двери «пятнашки» через открытое стекло торчали спиннинги. Оценив ситуацию, я решил приобщить их к разговору. Рыбак к рыбаку всегда более благосклонен.

«Земляки, - начал я как-то убого, - Я вижу у Вас удочки»… « Это спиннинги» - напряженно, почти враждебно поправил меня мужчина. Получив такую оплеуху, я, тем не менее, продолжал: « Да-да, спиннинги. Мы тоже приехали сюда половить рыбу и отдохнуть. Судя по всему, Вы тут уже обосновались. Может быть, подскажете, где здесь можно остановиться лагерем, чтобы не в одиночестве». Я оказался прав насчет рыбацкой темы - мужчина постепенно потеплел и стал более живо принимать участие в нашей судьбе. Он рассказал, что не далеко отсюда есть остров, на который переброшена понтонная переправа. Они со своими друзьями, в число которых входил и паренек, сидящий рядом с ним, стоят лагерем на этом острове. Но в конце рассказа выразил сомнение по поводу того, что мы сможем найти там место для лагеря. Я никак не мог взять в толк: сколько же должно было быть на острове людей и машин, чтобы для нас там не нашлось места. Скорее всего, это была последняя попытка оторваться от нас. Но я  вцепился в них мертвой хваткой, и они сдались, согласившись проводить нас к своему лагерю. Мы тронулись в путь, «пятнашка» впереди, мы за ней.

Переправа оказалась, действительно, не далеко - километрах в трех от площади, на которой мы повстречали земляков и оказалась такой раздолбанной, что, переехав через нее, я облегченно вздохнул. Мало того, что уклон дороги к ней был крутоват, так еще и покрытие ее состояло из кусков арматуры и металлических листов, найденных, казалось на помойке и приваренных кое-как. Они торчали в разные стороны так, будто были сделаны специально для ограничения движения. Но самое интересное не в этом,  а в том, что эта переправа была платной. Проезд по ней на остров стоил тридцать рублей,  правда,  выезд был бесплатным. Не знаю,  правомерно это было или нет, но бизнес этот был продуман. На острове останавливалось много туристов,  как правило, москвичей, а все магазины были на материке, а, стало быть,  за каждой ерундой  приходилось  ездить  через переправу,  иногда  по несколько  раз в день.

Не смотря на противоавтомобильное покрытие переправы, «пятнашка» довольно резво ее миновала, а за ней и мы. Наверное, для нашего боевого коня это было плевым делом, но я поволновался. Как бы там ни было, а мы въехали на остров, естественно заплатив мзду. Я только уверился в мысли, что наши земляки из «пятнашки» покривили душой насчет того, что на острове трудно найти место для стоянки. Остров оказался просто огромным. Мы добирались до лагеря не менее получаса, не встретив ни души по дороге. Дорога, по которой мы ехали, была не для слабонервных. С крутыми поворотами, резкими подъемами и спусками, колдобинами, вылетающими из-за поворотов, глубокими колеями, правда, сухими. Кошмар. Когда я стал уже подумывать: не Сусанин ли фамилия нашего провожатого, мы, сделав эффектный прыжок через очередной перевал, неожиданно въехали в лагерь, который, как выяснилось, находился на другой стороне острова в очень живописном местечке. После наших скитаний, это место показалось нам раем, и мы поняли, что здесь мы отлично отдохнем.
Остановившись и выйдя из машины, мы, наконец, познакомились с нашими новыми друзьями. Ими оказались две молодые семьи, помешанных, в самом лучшем смысле этого слова на путешествиях и рыбалке. Одна семья – Андрей, Таня и их шестнадцатилетний сын Саша, вторая – Дима, Надя и их семнадцатилетний сын Егор, а также брат Димы – Паша. Паша и Егор, как раз и были нашими проводниками.
Мы разбили лагерь. Надо сказать, что наше соседство было очень комфортным. Не смотря на то, что мы не надоедали друг другу постоянным проявлением расположения, я чувствовал, что эти люди всегда готовы помочь нам, да и у меня возникло чувство, что тоже я готов, если потребуется, оказать им любую помощь. Дни, которые мы провели на этом острове, были настоящим блаженством. Мы купались, ловили рыбу, потом опять купались, потом опять ловили рыбу, потом ели, потом спали, потом опять купались и так далее. Место нашего лагеря находилось на обрывистом песчаном берегу реки Герасимовка, входящей в общую группу рек с названием Ахтуба. Вокруг нашей палатки стояла небольшая рощица лиственных деревьев, которые хоть и не защищали нас от палящего солнца, но создавали уют. Еще в самом начале, когда мы только ставили палатку, я заметил, что на деревьях этой рощицы на одинаковой высоте, примерно на уровне груди, висят какие то странные лохмотья, похожие на паклю. Нельзя сказать, что я мучался этой загадкой, но время от времени задавался этим вопросом. Потом, на следующий день, Дима объяснил мне, что это ни что иное, как сухие водоросли и что высота их нахождения показывает на уровень реки, который бывает при ее весеннем разливе. В мыслях я быстренько прикинул, что река поднимается на пять метров. Окинув взглядом пойму реки, я невольно поёжился. Хорошо, что мы приехали сюда не весной.
Конечно, главным нашим занятием на стоянке была рыбалка. Стоит ли говорить, что после неудач, постигших нас на предыдущей рыбалке, мы стремились любой ценой реабилитироваться. С первого дня мы, как оглашенные бросились к реке. С нашими новыми спиннингами нам должно было обязательно повезти. Берег реки, рядом с нашей палаткой был чист от деревьев и забрасывать было очень удобно. Надо признать, что Саша очень быстро освоил вертикальный бросок из-за головы, в то время как я продолжал забрасывать сбоку, что очень отрицательно сказывалось на точности заброса. В конце концов, я тоже начал бросать из-за головы и между нами началось соперничество. Не знаю из-за соперничества или по воле случая, но мы утопили еще около десятка блесен, не поймав при этом абсолютно ничего. Мои нервы были на пределе. Я никогда так бестолково не убивал время на рыбалке. Даже в самых пустых местах я что то да ловил, а тут полный ноль. Блесен было не жаль. Тут, видимо, не малую роль играло мое природное упрямство. Я поставил целью: любой ценой наловить рыбы, и шел к ней прямым путем, не считаясь с потерями.

Наши соседи, как я уже говорил, были «повернутыми» рыбаками и все свободное от сна время пропадали на рыбалке. В отличии от нас с Сашей, они всегда что то ловили. ТО это были щуки, то судаки, то плотва с подлещиками, то окуни. Они наблюдали за нами и в один прекрасный день Дима с Пашей подошли к нам и поинтересовались: на что и как мы ловим. Мы смогли показать им только несколько уцелевших абсолютно никчемных блесен и резиновых червяков. Надо отдать должное их выдержке и такту – ни один мускул на их лицах не дрогнул, хотя наша рыбацкая амуниция заслуживала того, чтобы нас просто оборжали. Не сказав ни слова, они повернулись и удалились в свой лагерь, оставив нас в недоумении. Но не успели мы дать оценку их поступку, как они вернулись, неся с собой груду снастей. Подойдя к нам, они протянули их нам со словами: «Попробуйте-ка на это. Должно пойти». Взглянув на то, что они принесли, мы поняли: на это должно пойти. Тут были поводки, очень необычные силиконовые рыбки, как мы потом выяснили, их называли виброхвостами, не менее необычные грузила с большими крючками и леска. Я был приятно удивлен такой щедростью. Обычно, и неоднократно я был тому свидетелем, у рыбаков червя рваного не выпросишь, а тут такое… Грузила с крючками назывались джигами. На них, почти как натуральный живец, надевались виброхвосты и получалась великолепная синтетическая приманка. Оснастив нас всем необходимым, Дима с Пашей еще объяснили нам: где и как ловить. Удивительно, но я думал, что так уже не бывает, что сейчас правят бал только деньги и выгода, но, видимо я ошибся.

Ловить мы стали на той самой переправе, о которой я рассказывал выше. В этом месте, на середине реки, была приличная глубина – метров пять, и на этой глубине стояла щука. То, что действительно стояла, мы скоро убедились. В тот день мы наловили штук пять. Двух упустили, две были небольшие щурята и, лишь одна на кило двести, но все равно адреналином запаслись. В двух словах расскажу, как ловить на виброхвоста для тех, кто не знает. Итак, виброхвост насаживается на крючок джиги так, чтобы жало крючка прошло через его живот и вышло на спине острием вперед. При этом грузило джиги оказывается под головой виброхвоста, являясь, как бы, ее продолжением чуть-чуть вперед и вниз. За петельку на джиге цепляем карабин поводка и вот все готово. Хочу предупредить: джиги бывают разные – по весу. Я очень хорошо понял разницу между разновесными джигами, когда, чуть позже, купил очень хорошие, как мне казалось, готовые виброхвосты. Они оказались слишком легкие – всего двадцать пять граммов, но я не придал этому значения. Не смотря на то, что при забросе они летели далеко, течение быстро поднимало их на поверхность. Для течения Ахтубы очень подходящим является вес семьдесят пять граммов. Ловля с таким виброхвостом была для меня добычлива и комфортна. Сам способ лова очень прост. Забрасываете, даете виброхвосту утонуть (почти до дна), а после начинаете подматывать леску, но не постоянно, а по три оборота, потом перерыв три секунды, затем еще три оборота, опять перерыв и так до полного сматывания. Приманка должна двигаться рывками, совершая над дном реки свой коварный танец. Попробуйте так, у меня получилось. Удачи.

Наше стояние на Ахтубе было настоящим отдыхом. Только ради этих трех дней можно было год работать. Может быть, из-за этого наши три дня пролетели, как одно мгновенье. Надо было двигаться дальше к поставленной цели. Настало и утро, когда мы собрали лагерь и, попрощавшись с нашими добрыми друзьями, взяли курс на Астрахань.

Машина вела себя безупречно. Я все время ждал от нее сюрпризов, но она не спешила нас подводить. Степная дорога была ровной и хорошо просматривалась, так что ехать было очень легко и комфортно. Иногда, очень редко, попадались редкие деревца, а в основном же вокруг лежала голая степь. Я никогда раньше не видел таких ландшафтов. Мне доводилось бывать в Казахстане. Так вот, тамошняя степь, тоже с редкой растительностью, все же очень отличалась от этой – Астраханской. Там были холмы и барханы, а здесь, казалось, что до самого горизонта не было ни одной неровности. Не мудрено, что мы не заметили, как по такой дороге въехали в Астрахань.

Город произвел на меня не однозначное впечатление. С одной стороны - крупный индустриальный, с другой стороны -  запущенный провинциальный. Причем запущенность его частных кварталов очень бросалась в глаза. Домишки покосившиеся, дороги раздолбанные и запутанные. Мы даже серьезно заплутали там. Саша до сих пор начинает горячиться, когда вспоминает наши мытарства. Причем его больше заводит не то, что мы заблудились, а то, что пословица – ЯЗЫК ДО КИЕВА ДОВЕДЕТ, была придумана явно не в Астрахани. Люди какие то угрюмые, не приветливые. Самый конструктивный ответ на наши мольбы показать дорогу был: «Не знаю». А в основном нас даже не удостаивали вниманием. Мне показалось это диким. Я в Москве всегда объясню любому приезжему, как пройти или проехать, куда ему нужно, а тут такое пренебрежение. Не знаю, чем мы это заслужили.

Как по закону подлости, в самый разгар наших скитаний по захолустным тупиковым дворам, заверещал мой мобильник. Звонил шеф с работы. Ему срочно понадобился телефон одной организации. Я, разумеется, не мог ему отказать и, попросив тайм-аут, нажал на тормоза и остановился. Ну, как не спеть опять гимн мобильной связи. Я набрал тещу, полчаса объяснял ей, где найти мою визитницу, и как найти в ней нужную визитку. Получив, наконец, заветный телефон, я перезвонил шефу. Он был доволен. Немного успокоившись, мы, вдруг, почувствовали, что проголодались. Ресторанчик, который первый попался нам на пути, оказался очень уютным. Мы не плохо заправились и подобрели.

Выйдя из ресторанчика, окончательно потеряв ориентировку, мы решили ехать в ту сторону, куда смотрит капот нашего автомобиля. И нам не пришлось в этом раскаяться потому, что через пять минут перед нами предстал Астраханский кремль.

Мы с Сашей онемели от его величия. Чистый и отреставрированный, он представлял собой грандиозное зрелище. Белоснежные стены и башни, сверкающие купола собора и колокольни… Нет это надо видеть. Когда я вижу такие шедевры русского зодчества, меня прямо распирает от гордости за свой народ. Еще, что интересно: вход в кремль абсолютно бесплатный. Мало того, он еще является и местом проведения досуга горожан. Внутри можно было встретить и молодых мам с колясками, и байкеров, летающих на своих велосипедах по изогнутым дорожкам, и молодежные компании. И при всем при этом, территория кремля выглядела очень чистой и опрятной. Мы сфотографировались на центральной площади рядом с великолепными цветниками. После такого моциона настроение пошло явно на поправку, но эйфория продолжалась не долго.

Саша, наконец, разобрался с картой и уверенно повел нас к выезду из города. Слева медленно проплыл автовокзал. Следуя Сашиным указаниям, я свернул сначала налево, потом направо и, выехав на какую то улицу, поехал прямо. Сашина уверенность передалась и мне. «Ну, теперь поря…», - начал было я, но, появившийся справа автовокзал, не дал мне договорить. Я недобро взглянул на сына. «Это мы не там свернули…», - сконфуженно залепетал Саша, - «Вот здесь надо было направо», - и указал мне поворот. Я не был в этом уверен, но повернул. Дорога и правда пошла, как будто бы знакомая и я начал успокаиваться, но через десять минут, когда показался все тот же автовокзал, я почувствовал, что начинаю звереть. Вы не поверите, но и после следующей корректировки маршрута, нас радушно встретил все тот же автовокзал. Саша еще ерепенился, крутя карту, но я уже подумывал об использовании малоэффективной в этих краях пословицы о языке, решив испытать ее на гаишнике и пришел к выводу, что: гаишники являются наиболее слабым звеном среди закаленного астраханского народа. Инспектор, к которому мы обратились, сразу и очень доходчиво объяснил нам дорогу. Не очень-то доверяя сказанному, мы тронулись. Не прошло и десяти минут, как  впереди показался мост через Волгу. Мы облегченно вздохнули, но, как оказалось, преждевременно. Мост был большой и горбатый. Очевидно, не нам одним хотелось по быстрее покинуть этот город, так как на мосту уже началась небольшая давка, и все двигались очень медленно. Почти на самом верху моста, вдруг из-под капота нашего чироки вырвалось облако белого пара. Через десяток секунд, пока я размышлял: что бы это могло быть, вдруг резко загрелся двигатель. Медлить было нельзя. Я резко вывернул руль, выехал на маленький тротуарчик, чтобы не застопорить движение по мосту и заглушил двигатель. Внутри у меня все рухнуло, но верный своему жизненному принципу – сначала разобраться, в чем дело, а потом уж стенать, если в этом будет необходимость.

Под капотом все было желто зеленым. Не надо быть академиком, чтобы понять, что это охлаждающая жидкость - антифриз. Я всю жизнь пользовался тосолом и понятия не имел, как обращаться с антифризом. В тосол я без размышлений долил бы воды, а вот как быть с антифризом, тогда для меня это был вопрос. Не знаю, сколько бы времени я искал неисправность, если бы не Сашина зоркость. Он почти сразу указал мне на лопнувший шланг радиатора. Лопнул он капитально. И первое, что пришло мне в голову, было: обрезать его по прорыву, но от этого пришлось отказаться, так как при этом шланг сильно укорачивался. И даже если бы мне удалось его натянуть на патрубок, гарантии, что он не лопнет снова, не было ни какой, только вот шланг уже не починишь. Поэтому, немного подумав, я решил: шланг не резать, а наложить бандаж. Так как разрыв был грандиозный, я не торопился. Первый слой, не скупясь, я накрутил матерчатой изолентой. На мой взгляд она лучше прилипает и отслеживает форму шланга. Затем накрутил полиэтиленовую изоленту и закончил простым упаковочным скотчем. Скотч явно был лишним – ложился он безобразно, но я тешил себя мыслью, что с ним бандаж будет крепче. После того, как шланг был починен, настало время подумать, где взять охлаждающую жидкость. Оставив Сашу в машине, я двинулся прямо по дороге, справедливо полагая, что рано или поздно найду магазин авто запчастей. Мой ангел, все таки, не оставлял меня без своей опеки – через триста метров я набрел на магазин  АВТОХИМИЯ. Здесь мне объяснили, что антифриз состоит из концентрата и дистиллированной воды, и порекомендовали залить в радиатор только воду. Сомневаясь, я все-таки, уцепился за этот совет, так как по сравнению с импортным антифризом дистиллированная вода была просто дармовой. Но, так как по жизни не люблю очень дешевых вариантов, я, на всякий случай, купил и антифриз, правда, не концентрат, а готовый и не импортный, а отечественный. Залив воду в радиатор, мы двинулись дальше. Я был настороже и постоянно посматривал на индикатор температуры, но тот не показывал ничего из ряда вон выходящего. Стрелка, дойдя до зеленого сектора, так там и осталась. Через час езды ничего не изменилось, и я потихоньку успокоился. До крайней точки нашего путешествия – Каспия, оставался один перегон. Мы уже представляли, как выйдем на песчаный берег, искупаемся. На ум приходили слова песни: «И на Тихом океане свой закончили поход». Но действительность оказалась, как всегда проще.

Нас остановили на посту ГИБДД для проверки документов. Проверив документы, которые, конечно, оказались в порядке, инспектор для порядка спросил: « Куда направляетесь?». Я без запинки ответил, что на Каспийское море в Порт Оля. Тут и начались проблемы. «Там нет моря», - пристально оглядывая нас, сказал инспектор. « Как нет?», - удивился я, - « Куда оно делось, высохло, что ли? На карте есть». « На карте-то есть, да вы к нему не подойдете. Вся береговая линия заросла многокилометровыми полями тростника», - объяснил нам инспектор. «А где же можно подъехать к морю?», - не теряя надежды, продолжал я. « В Дагестане, в Кизляре, а в Астраханской области нигде», - поставил инспектор точку в нашем разговоре.

Это была катастрофа. Выходило, что цель нашего путешествия недостижима. Мы крепко призадумались. Дагестан отпадал сразу. Мне, конечно, хотелось адреналина, но превращать наше путешествие в корриду, я не испытывал ни малейшего желания. Бестолково таращась на карту, мы вдруг заметили на ней небольшой населенный пункт со странным названием «Вышка». Он находился, как и Порт Оля, на побережье, только прилично ближе. Еще один фактор привлек наше внимание: это то, что рядом с этим населенным пунктом находилась рыболовно-спортивная база «Моряна». В голове сразу сложился план: мы едем до Вышки, а там, на лодке выходим к морю. База Моряна была очень кстати, так как добраться до Вышки мы могли только уже по темноте. Здесь мы могли поужинать и переночевать, а также найти лодку. Так и решили. Так, существенно изменив маршрут, мы двинулись дальше.

На меня произвело приятное впечатление то обстоятельство, что дорога к Вышке была проста. Никакой путаницы не было. Мы стремительно приближались к цели. Как я и предполагал, сумерки застали нас еще в пути. Скоро и совсем потемнело. Включив все, что у нас было из освещения, мы продолжали путь, петляя между ериками. Короткая справка: ерик это небольшое, а иногда и большое водохранилище, получившееся в результате разлива той или иной реки, в данном случае, наверное, Волги. Когда до Моряны оставалось около трех километров, перед нами возникло еще одно препятствие. Дорога, проходя между двумя ериками, неожиданно, вдруг, нырнула под воду. Мы остановились. К броду я, да и машина были не готовы. Дело в том, что чироки без специальной подготовки (герметизация мостов) броды преодолевать не может – его сальники, хорошо удерживая масло, абсолютно бессильны против воды. По крайней мере, так написано в JEEP энциклопедии, а проверять это, да еще ночью, мне не хотелось. Мы смотрели на поблескивающую в лучах наших фар воду, не зная, что делать. Оказывается, делать то нам ничего и не надо было. Ангел позаботился о нас, пригнав на противоположную сторону машину. Машина, по звуку легковая, не долго думая, рванула в воду. Через полминуты она была уже рядом с нами. Это оказалась обыкновенная девятка. «Если прошла девятка, то, уж, мы то подавно пройдем», - воодушевился я, подняв руку, голосуя.

Водителем девятки оказался молодой и очень общительный мужчина, который долго и обстоятельно объяснял нам, какой стороны придерживаться. Он так старался, так жестикулировал, что в результате, я решил не рисковать и спросил, можно ли как-нибудь объехать это место, на что тот сразу ответил, что можно и указал на левый поворот, который был прямо рядом с нами. Мы решили объехать. Объезд составил семь километров, но зато препятствий больше не было и мы, наконец, подъехали к рыболовно-спортивной базе Моряна.

Мы сильно устали и, казалось, готовы были повалиться где попало, не обращая ни на что внимания, ан нет. Спорт-база была настолько необычна для нас, что мы позволили себе присмотреться к ней поближе. Мало того, что она стояла на воде, так еще и внешний вид ее был очень необычен. Первый этаж занимала гостиница, а второй – бар. И все это было сделано в стиле дикого запада. Очень  уютные номера, отделаны сосновой вагонкой и с кондиционерами, а бар, ну, прямо салун. По стенам длинные деревянные столы с резными деревянными же стульями, по середине бильярд. На входе барная стойка, а по стенам развешены волчьи шкуры, рога лосей и прочие охотничьи трофеи. Без проблем мы взяли номер. Он обошелся нам на ночь на двоих всего тысячу рублей. Покончив с формальностями, мы поднялись в бар. Я не просто сравнил его с салуном. Атмосфера была очень раскованной и, в то же время, я не заметил, чтобы кто-то был сильно пьян и мешал  другим. Контингент был простой – егеря, инструкторы, рабочие, местные парни и девчонки. В баре играла музыка, народ играл в карты, бильярд. Я не воспитан на барах и ресторанах, и их атмосфера меня немного тяготит, но здесь мне было очень хорошо. Не плотно перекусив, мы с Сашей сидели за длинным столом и разглядывали окружающих. Неожиданно мне предложили сыграть в бильярд. Я с удовольствием согласился. Играю я не то, чтобы, как мастер, но расслабляться сопернику не позволяю. Последний раз я играл не так давно, в пул. В широченные лузы я клал шары, как из пулемета. Но здесь лузы были сделаны, что называется по плотной посадке, то есть точно по ширине шара. Здесь играли в русский бильярд. В общем, требовалась высокая точность. Если в пуле ошибка в пять градусов никак не влияла на результат, то тут и в два градуса приводила к промаху. Шар с барабанной дробью застревал прямо над лузой. В результате, намазав около пятидесяти процентов ударов, я проиграл 6-8. Посидев еще немного, мы пошли спать.

Проснувшись утром, мы не узнали гостиницу. Она была абсолютно пуста. Надо признать, что встали мы далеко не рано - часов в девять. Как выяснилось, народ здесь так долго не спит. Все уже разъехались по своим делам. Заказав завтрак, мы, потирая руки, подошли к бильярду. Вот уж наиграемся. Мы расставили шары и долго искали кий. Буфетчица, заметив наши поиски, объяснила, что кия здесь нет, его привозят вечером какие то завсегдатаи. Мы сильно расстроились, но перешли к дартцу. Вскоре подали завтрак, и нам пришлось закончить и с дартцем.

После завтрака мы ознакомились с прайсом услуг спорт   базы. Услуг было достаточно на любой вкус и кошелек. Мы без труда подобрали себе то, что соответствовало нашей цели, то есть лодку с егерем на два с половиной часа без рыбалки, так как предпочли ей осмотр местной природы. Егерь – молодой парень, кажется, его звали Юра, отлично управлялся с длинной моторной лодкой и знал окрестности, как свои пять пальцев. Итак, мы сели в лодку и тронулись по узким протокам к чистой воде – Каспийскому морю. Места были изумительные: тростник то вплотную подходил к бортам лодки, образуя узкие лабиринты, то снова расступался, превращаясь в широкий канал. Над водой «стригли» зимородки. Я видел их на фото и по телевизору, но не представлял, что они так красивы. Их неоново голубой цвет переливался и вспыхивал на солнце. Это было завораживающее зрелище. Мы плыли все дальше и вскоре узкие лабиринты сменились широкими прогалинами чистой воды, на которых то там, то тут были разбросаны островки густого тростника, из которых, при нашем приближении, поднимались стаи всевозможных птиц. Здесь были серые и белые цапли, бакланы, утки всех мастей. Такого обилия птиц я в жизни своей не видел.

Обойдя один из островов, мы неожиданно оказались почти в центре поля цветущего лотоса. Что можно сказать, мы с открытыми ртами смотрели на эту красоту. Ради такой красоты я бы, не раздумывая, согласился проехать еще тысячу километров. Разве можно сравнить все это с телевизором… Юра рассказал нам, что лотос дико растет только в Индии и Астраханской области и нигде больше в мире. Он охраняется государством. По мере того, как мы продолжали плыть, прогалина все увеличивалась и увеличивалась, тростниковые острова редели и, наконец, пропали совсем. Мы вышли на огромное водное пространство. Берега, как бы расступились и выпустили нас на свободу. Мы сразу почувствовали волну. Она била в скулы нашей лодки то с правой, то с левой, обдавая нас фонтанами брызг. Ветер стал туго надувать нашу одежду, грозя сорвать и унести бейсболки. У меня от восторга перехватило дыханье. «Ну, вот, Каспийское море, смотрите,» - произнес Юра, сбавляя обороты движка.

Мы с Сашей замерли. Наступил момент истины. Цель нашего путешествия достигнута. Все, что будет после, это возвращение. Сделав полукруг, мы легли на обратный курс. Кстати, для тех, кто не знает, вода в Каспийском море, конечно там, где в него впадает Волга, абсолютно пресная. Когда я изучал по карте этот район, мне  было не понятно: вдоль берега шла довольно длинная пунктирная линия со странным названием Волго-каспийский канал. Я привык, что канал это гидротехническое сооружение, соединяющее что-то с чем-то, а тут было не понятно. Когда я спросил об этом, Юра объяснил, что море сильно обмелело после постройки Волжской ГЭС и морские суда, идущие из Ирана и других государств, расположенных по его берегам, уже не могли проходить в Волгу и далее в Астрахань. Чтобы исправить положение и прорыли этот канал прямо по морю. Выяснилось также, что мы находимся прямо над ним. Мне стало не по себе. Что, если сейчас появится корабль? Но, слава богу, он не появился, и мы благополучно ушли с канала.

Раз уж мы заговорили об обмелении Каспийского моря, то от Юры мы узнали о том, почему поселок, в котором мы остановились, называется Вышка. В петровские времена на этом месте был построен маяк, по-тогдашнему – вышка. И действительно, до совсем недавнего времени этот маяк был самым высоким на всем Каспийском море. Кстати, маяк прекрасно сохранился, вот только не работает и глупо смотрится среди зарослей тростника. Финалом нашего плавания стала большая стая белых лебедей, которая сидела на чистой воде. При нашем приближении она разом поднялась. Это было зрелище, которое я запомню на всю свою жизнь.

Ну, что ж, наше путешествие вступило в свою завершающую фазу. Перед отъездом мы встретились с хозяином гостиницы, Станиславом Федоровичем. Он поведал нам о том, что охота в этих краях начинается почти на полтора месяца позже, чем в Подмосковье и время для нее еще не настало. В общем, с охотой у меня в этот раз не сложилось. Я отношусь к невезению по-философски – значит не судьба. Где-то в час дня выехали обратно. Времени было в избытке – целых три дня, и мы решили добить его в Новониколаевке со своими новыми друзьями.

Доехали очень быстро, еще засветло, правда, уже сгущались сумерки. Когда мы ввалились в лагерь, ребята сильно разволновались – думали что-то случилось. Они не рассчитывали, что наш вояж к морю займет так мало времени. Но когда пришли в себя, то по натащили нам всякой еды, чтобы нам не пришлось, на ночь глядя, готовить ужин. Девчонки так вкусно готовили, что нам и в голову не пришло отказываться. Странная штука - я знал этих ребят всего четыре дня, а было такое чувство, что это наши старые и проверенные временем друзья. Это путешествие вместе со всеми впечатлениями, укрепило во мне и веру в наших русских людей. Приятно было осознавать, что мир еще не оскудел добром и бескорыстными людьми.      

Прошел еще один день, начался второй. Наши друзья в этот день уезжали. Надо сказать, что, видимо, сезон массовых заездов на Ахтубу подошел к концу. Туристы, стоявшие вокруг, уже уехали. Вокруг стояла гнетущая тишина. Почему-то эта тишина вселяла в душу непонятную тревогу. Мы не чувствовали никакой опасности, просто, когда люди разъезжаются после веселой вечеринки, всегда тоскливо. Но эта тоска была не простая, а гнетущая, очень не приятная. Друзья собрались часам к двум. Мы сфотографировались на память и, погудев нам на прощанье, их кортеж покинул остров.

Как рокот их моторов затих, на нас опустилась тяжелая, вынимающая нутро тишина. Мы взяли свои снасти и пошли на рыбалку. Мы прошли по берегу довольно далеко. Клевало с переменным успехом, а в голове сидела одна единственная мысль, что мы опять остались одни. Повторюсь, тревоги или страха не было, а только тоска. Неожиданно сын сказал: «Скорей бы наступало завтра». Во мне что-то рухнуло. Я взглянул на него и, махнув рукой, сказал: «Собирайся». Через час мы уже сидели в нашем чироки. Взревел мотор и мы, мысленно помахав рукой нашей стоянке, отчалили.

По дороге мы затарились арбузами, дынями, помидорами, и много чем еще. Благо проезжали прямо рядом с бахчами. Да-а-а, таких арбузов, как в астраханской области, больше нигде не поешь. Я не знаю, откуда берутся те арбузы, которые мы покупаем в Москве. Ну, да ладно, пусть берутся откуда хотят – я их все равно не ем. Машина была загружена так, что я удивляюсь, как из нее ничего не выпадало на ходу. Мы врезали по газам и понеслись домой. Чироки, хоть и был загружен под самую крышу, но шел очень резво и приемисто, так же, как и всегда, обгонял грузовики и легковушки.

Не задолго до сумерек мы влетели в Волгоград. Теперь мы достаточно уверенно ориентировались в этом городе и не плутали. Светофоры на перекрестках слегка раздражали. Еще бы, столько километров проехали без них, а тут только и делаешь, что останавливаешься на красный. Где-то на четвертом или пятом светофоре, я стал присматриваться к идущей впереди машине. Что-то в ней показалось мне знакомым. Через несколько минут досконального ее изучения, я ахнул. Это была машина Андрея с Таней – Ситроен Xpara. Ничего себе, мы их нагнали. Мысленно я прикинул: на рыбалке мы были час, собирались еще час, на бахче были еще часа полтора. Итого – три с половиной часа. Как же они ехали, что мы смогли нагнать их, спустя столько времени? Но, как бы там ни было, а нагнали. На одном из перекрестков я поравнялся с ними и посигналил.

Их удивлению тоже не было границ. Мне кажется даже, что в их души закралось сомнение: не преследуем ли мы их. Через несколько секунд, откуда ни возьмись, появилась и Димина «пятнашка». Ребята плохо ориентировались в Волгограде и, узнав, что у нас есть карта города, попросили помочь им выбраться на московскую трассу. Мы с радостью согласились. Я думал, что Димина «пятнашка», отягощенная прицепом, будет двигаться медленно и поэтому сказал, что, как только выберемся из Волгограда, мы уйдем вперед. Мы опять, в третий раз, попрощались и тронулись.

Без проблем выйдя на московское направление, я, вдруг понял, что ошибался насчет возможностей пятнашки. Она, а вместе с ней и Ситроен, никак не хотели отставать. Я притапливал педаль газа все сильней и сильней, но отрыва не получалось. Наконец наступил такой момент, когда ускоряться дальше стало не безопасно, так как сумерки перешли уже в настоящую темноту. Опять наше прощание не получилось – мы поехали кортежем. В процессе езды я переместился на место замыкающего – не люблю задавать темп. Меня одинаково раздражают и тихоходы, которых нужно все время ожидать, и скороходы, которые постоянно толкают в зад.  Часа в два ночи я почувствовал, что засыпаю, но вываливаться из строя не хотел и продолжал ехать, принимая все возможные меры против сна. После получаса неравной борьбы, сон явно был сильнее, я уже принял решение остановиться, как, вдруг увидел, что Димина «пятнашка», а с ней и ситроен Андрея  сбавили ход и, вырулив на обочину, остановились. Слава богу, не я первый. С детства я не люблю признаваться в своих слабостях. Если мне страшно, трудно, жалко чего-то, я делаю вид, что это не так, хоть это и стоит мне не малых усилий. Вот и теперь я был жутко благодарен Диме, что он взял на себя это тяжкое бремя – остановиться первым. Ночевать втроем было совершенно не страшно, тем более, что Дима остановился не просто посреди поля, а около кемпинга дальнобойщиков. Здесь были и кафе, и автосервис, и даже газовая заправка. Должен признаться, что спать в автомобиле без специальных приспособлений мне жутко не понравилось. В эту ночь мне опять не пришлось выспаться. Как ни странно, виною всему была голова, которая никак не могла угнездиться. За всю ночь ей так и не удалось этого сделать, поэтому мой сон напоминал, скорее, пьяный угар, когда просыпаешься каждые четверть часа. Рекомендую всем, кто хочет начать заниматься автотуризмом, приобрести специальные надувные подушки, которые одеваются прямо на шею и не дают голове сваливаться на сторону. Это не дорогое приспособление сэкономит Вам массу нервов при ночевке в автомобиле.

Следующий день, последний в нашем путешествии, принес и последнюю неприятность, правда не нам, а Андрею. В процессе езды он далеко оторвался от меня. Я шел сзади и не очень стремился догонять его. Неожиданно я увидел его стоящим на обочине. Почувствовав не ладное, я резко затормозил и остановился, пролетев еще около пятидесяти метров. Андрей встретил меня с разведенными руками: «Пробил картер». «Как пробил, чем?» - не понял я. Оказалось, что виной всему оказалась колея на шоссе. У нас такая вещь была на МКАД, когда в двух левых полосах автомобили продавили колеи в асфальте. Но в Москве это быстро устранили – столица все-таки, а под Тамбовом, видимо, все делается не так быстро. Еще роковую роль сыграл дорожный просвет Ситроена. Если на моем чироки дорожный просвет зашкаливает за двести миллиметров и эта колея для него была, что ровная дорога, то для Ситроена она оказалась роковой. Взлетев на горочке, он приземлился со всей силой своей инерции, продавив рессоры до максимума. Здесь его и подстерег асфальтовый горб на середине колеи. Заглянув под машину, я ужаснулся той дыре, которая зияла в чистеньком алюминиевом картере. О том, что в двигателе осталась хоть капля масла, не приходилось даже мечтать. В запасе его тоже не было. Я предложил Андрею взять его на буксир. Мой бизон вполне позволял это сделать. Но оказалось, что автомобили с автоматической трансмиссией нельзя тащить тросом (почему, я не очень понял). В общем, после непродолжительных размышлений Андрей вызвал эвакуатор. Надо отметить, что Ангел отказался ехать. Но нашлась другая фирма, которая согласилась, выставив счет в пятьсот баксов. И еще одно неудобство – эвакуатор выезжал из Москвы, а, стало быть, приехать должен был не раньше, чем часов через пять. Короче, Андрей попал и на деньги, и на время, и на ремонт. Но деньги у него были, оставалось только ждать.

Тут подкатил Дима. Обойдя вокруг Ситроена, он задумчиво произнес: « Да-а-а, вся жопа в масле». «У тебя?», -  почему-то, в один голос спросили мы с Андреем. « Почему у меня? У машины», - проворчал Дима, недовольный нашей бестолковостью но, на всякий случай, обернулся, чтобы осмотреть вышеозначенную часть тела.

Дима сказал, что останется ждать эвакуатор вместе с Андреем, не смотря на протесты того. Он и здесь оказался первым. Хороший мужик. Ну а торчать здесь еще и нам с Сашей, показалось мне совершенно не нужным. Простившись со всеми в пятый раз, мы отчалили.

Больше ничего интересного, о чем стоило бы писать, в нашем путешествии не произошло. Мы поплутали, опять же при объезде, купили овощей, яблок и, наконец, въехали в Москву. Меня сильно разозлили пробки на Каширском шоссе и МКАД. Но, кое-как мы, все-таки добрались до дома. Выйдя из машины, мы с Сашей по своей давней традиции звонко ударили ладонями. Мы сильно устали, в основном из-за недосыпания, но было все равно нестерпимо жаль, что все закончилось. Стоя около гаража, я посмотрел на мой автомобиль. Он, казалось, дрожал, еще не отойдя от долгой скачки. Я был очень доволен им и, расчувствовавшись, не удержался и поцеловал его в пыльную стойку лобового стекла. «Молодчага, теперь мы друзья на век».

Теги